Вязкость масла для шестерен быстроходных редукторов
Определение сорта масла по зубчатой передаче редуктора производится в зависимости от окружной скорости и от окружного усилия на единицу ширины зубчатых колес. При одних и тех же давлениях на зубья с возрастанием окружной скорости вязкость масла понижается, и. наоборот, с возрастанием удельного давления на зубьях вязкость повышается.
Так, например, для редукторов тихоходных и средних скоростей по нормам Новокраматорского завода 19 J на каждые 20 кг давления на 1 см длины зуба в зависимости от окружной скорости выбирается вязкость масла. Данные о необходимой вязкости масла для шестерен быстроходных редукторов с окружными скоростями порядка от 25 до 55 м/сек отсутствуют, но по характеру кривой зависимости вязкости от окружных скоростей можно считать, что искомая вязкость лежит в пределах 0,65-0,55° ЕБ0 на каждые 20 кг давления па 1 см длины зуба.
В качестве примера приведем расчет и определение необходимого сорта масла для шестеренчатой редукторной передачи турбокомпрессора производительностью 30 000 м/час с электроприводом мощностью 3500 кет. Редуктор имеет следующую характеристику.
Давление на единицу длины зуба от окружного усилия будет 130 кг/см. Окружная скорость колес 50 м/сек. При полученной окружной скорости, равной 50 м/сек, на каждые 20 кг давления на 1 см ширины колеса принимаем вязкость, равную 0,615° Н50. Тогда искомая вязкость масла будет равна.
Такой вязкостью обладает масло «Турбинное УТ» (ГОСТ 32-53). Таким образом, расчет определяет необходимый сорт масла для смазки шестеренчатой пары данного редуктора, обеспечивающий его работу без преждевременного износа и исключающий явления питтинга но причине несоответствия масла.
Определив сорт масла для смазки шестерен редуктора, найдем при помощи гидродинамических расчетов, какое масло необходимо применить для рациональной смазки шеек ротора турбокомпрессора.