Конструкции

Характеристикой прочности и жесткости вала является разность расхождения щек (раскеп), измеренная при двух положениях вала: коленом вверх и коленом вниз. При этом расстояние между щеками измеряется у открытой стороны колена на раскепов, рекомендованные для коленчатых валов поршневых компрессоров «Правилами технической эксплуатации компрессоров на предприятиях Главазота», заимствованы из дизелестроения. Предельная величина раскепа задается в функции от хода поршня: при монтаже — 8-Ю»5 S, при эксплуатации — 25-10~5 5. Менее жесткие нормы приняты английскими фирмами Т = 36 • Ю-5 S. По данным американской страховой компании предельный раскеп не должен превышать (40ч-60) 10~5 S. В представленной зависимости раскеп определяется геометрическими размерами вала и характеризует дополнительные напряжения вследствие несоосности опор и неравномерности их износа при эксплуатации, которые, как правило, не учитываются при расчете вала.

Отмечено, что выбор допустимой величины раскепа должен быть обоснован не только геометрией вала и его жесткостью, но и условиями прочности по напряжениям, возникающим в опасных сечениях вала при рабочих нагрузках. Особую актуальность приобретает назначение допустимых раскепов для компрессоров с консольным расположением ротора. В этом случае раскеп для первого со стороны двигателя колена определяется не только несоосностью опор, но и главным образом влиянием массы ротора, уже учтенным при прочностном расчете вала. В этом существенное отличие консольного вала компрессора от вала двигателя внутреннего сгорания.

С этой точки зрения представляется возможным увеличить допускаемый раскеп для коленчатых валов с консольным расположением двигателя. Предварительная оценка допустимых величин раскепов выполнена в ЛенНИИхиммаше, исходя из максимально допустимых напряжений в опасных сечениях вала, с учетом действия всех силовых факторов.

Комментарии запрещены.