Проверка центрирования муфт роторов
Агрегат был остановлен, соединительные муфты разобраны, подшипники вскрыты, проба масла отправлена на анализ по вязкости. При осмотре подшипников турбокомпрессора обнаружена надранная поверхность баббита верхних и нижних вкладышей с наличием трещин в баббите.
Проверка зазоров по шейкам валов роторов турбокомпрессора показала выработку баббита вкладышей и недопустимо большие зазоры, равные 0,18-0,20 мм при диаметре шеек, равном 75 мм. Проверка центрирования муфт роторов турбокомпрессора, редуктора, и электродвигателя показала, что точность выполненных монтажных операций находится в допустимых пределах.
Анализ пробы масла также подтвердил наличие необходимой для агрегата вязкости, равной 4,5° по Энглеру при 50° С. Баббит вкладышей подшипников был заменен и вкладыши подогнаны по шейкам с уменьшенными зазорами до 0,0015 диаметра шейки, т. е. до 0,11 мм. Агрегат был собран и снова пущен в работу. При втором пуске повторились все явления вибрации роторов, с выходом из строя вкладышей аналогично явлениям первого пуска.
Второе испытание агрегата показало, что возможные причины возникновения вибрации: увеличенные зазоры и неправильная пригонка вкладышей; несоответствие вязкости масла; недостаточно точное центрирование роторов — исключаются, и что по признакам вибрации причину ее необходимо искать в резонансных явлениях, возникающих вследствие собственных упругих колебаний ротора. Теоретический расчет роторов турбокомпрессора на критические числа оборотов определил наступление совпадения критических чисел оборотов с частотой собственных упругих колебаний ротора при 14 100 оборотов в минуту.
Рабочее число оборотов ротора турбокомпрессора, как было указано выше, 13 400 в минуту близко подходит ко второй критической скорости и составляет 95% последней.