Искусственное демпфирование колебаний
Редуктор расположен в центре между корпусами: большая его шестерня связана через эластичную муфту с ротором электродвигателя, а две малые шестерни по бокам — с роторами турбокомпрессора. Последние имеют три опорных подшипника, из которых средний лежит на опоре между корпусами и представляет демпферную опору, совмещенную с основной путем установки подшипника на упругом элементе.
Демпферная упругая опора предназначена для обеспечения спокойной работы турбоагрегата даже при наличии больших возмущающих сил в роторе.
Искусственное демпфирование колебаний быстро вращающихся роторов — новое направление в технике, получившее значительное развитие за последние 10-15 лет. Оно заключается в том, что в систему ротора вводится механизм — демпфер, в котором энергия колебаний ротора превращается в тепло и рассеивается. Результат работы демпфера определяется коэффициентом сопротивления.
Для каждого ротора существует определенное значение коэффициента сопротивления, при котором машина работает наиболее спокойно. При этом критические числа оборотов и резонансные частоты становятся безопасными для нормальной работы агрегата.
Вибрация от резкой смены режима работы турбокомпрессора и от внутренних, возбуждающих колебания сил при наличии демпферных опор прекращается раньше, чем они вызовут колебание ротора.
В большинстве современных конструкций демпфер отделен от ротора и связан с ним через подшипник.
В этом случае подшипник полностью повторяет колебания вала ротора и передает из демпфера на ротор препятствующую колебаниям силу.
Для эффективной работы демпфера подшипники скольжения должны иметь минимальные зазоры, так как большой зазор в подшипнике ухудшает связь колеблющегося ротора с демпфером, а масляная пленка подшипника может обладать как демпфирующими, так и возбуждающими свойствами колебания ротора.