Диагностика при помощи карманного компьютера

В качестве устройства для компьютерной диагностики применяются:

• Стационарные мотор-тестеры — многофункциональные устройства всесторонней автомобильной диагностики, в которых OBD-II-сканер присутствует как малая часть универсальной системы газоанализа, измерения компрессии, давления топлива, разряжения во впускном коллекторе и многого другого. Естественно, стоят такие системы десятки тысяч долларов, так что диагностика с их помощью — удовольствие довольно дорогое.

• Специализированные дилерские сканеры (или так называемые универсальные дилерские приборы) — многофункциональные цифровые устройства, представляющие собой комбинацию мультиметра, осциллографа и микрокомпьютера со специализированной базой на сменном картридже для конкретной модели автомобиля. Стоимость таких устройств — порядка 2000-3000 долл. без картриджа и кабелей-переходников под различные модели автомобилей (картриджи сами по себе стоят порядка 500 долл. и к тому же имеют узкую специализацию по марке, модели и модификации того или иного автомобиля).

• Компьютерные тестовые системы, которые представляют собой обычный персональный компьютер, ноутбук или карманный компьютер произвольной конфигурации с соответствующим программным обеспечением и специальным кабелем OBD-II — RS-232. В таком соединительном кабеле стоит программируемый микроконтроллер c зашитыми протоколами обмена, так что напрямую соединить систему OBD-II с компьютером вам не удастся. Стоимость программного обеспечения вместе с кабелем для последовательного порта — порядка 500-1000 долл.

Компьютерная тестовая система является самой гибкой из всех перечисленных. Она позволяет считывать коды OBD-II и потоки данных в реальном времени и представлять их в интуитивно понятном виде, то есть не в численной форме, а в виде описания возможных неисправностей, в виде таблиц, а также в графическом виде, в том числе в форме многопараметрических графиков. При помощи такой системы можно проводить и виртуальные тесты: изменять вручную один из параметров и смотреть, что будет происходить с остальными. При этом в реальном времени ведется протокол, необходимый для детального анализа переходных процессов. Такие протоколы удобно сохранять в log-файлах по датам, что может пригодиться для ведения плановой диагностики: можно постепенно накапливать «историю мотора» и своевременно выявлять вероятные проблемы. Все данные можно распечатать в удобной для чтения форме, сохранить в формате MS Excel и оставить резервную копию на внешнем носителе.

Поскольку для полной и всесторонней диагностики автомобиля требуется исследование различных параметров в рабочих режимах (то есть в движении), то наиболее удобными являются системы на базе миниатюрных карманных компьютеров. Кроме того, такие устройства можно будет использовать и как бортовые компьютеры для учета расхода топлива, определения времени разгона, измерения мощности автомобиля и т.д. При этом системы на базе карманных компьютеров обойдутся вам значительно дешевле.

В принципе, существует много программ для компьютерной диагностики автомобиля для настольного компьютера или ноутбука. Как правило, все они продаются вместе с соответствующим адаптером. Есть среди них и отечественные разработки (многие из которых даже сильно продвинулись в «улучшении» изделий отечественного автопрома). Но подробно мы рассмотрим только лучшее с нашей точки зрения решение — систему на базе Palm-компьютеров Auterra ODB II Scan Tool (www.auterraweb.com). Во-первых, оно наиболее удобное и качественное (особенно по сравнению с отечественными изделиями), во-вторых — достаточно универсальное, а в-третьих — относительно дешевое (даже по сравнению с отечественными).

Прежде всего поговорим о цене. Сам ODB-II-адаптер с программным обеспечением, кабелем для подсоединения к OBD-разъему автомобиля и кабелем для COM-порта карманного компьютера компания Auterra продает за 220 долл. (учтите, что только кабель для последовательного порта наладонника стоит 20 долл.), а самый дешевый Palm стоит около 100 долл. (намного дешевле, чем ноутбук).

Все обновления ПО и базы по различным автомобилям можно скачать через Интернет, что проверено и подтверждено на практике: ПО регулярно обновляется. Auterra утверждает, что поддерживает все автомобили, сделанные для Америки и выпущенные с 1996 года, все европейские автомобили с 2000 года и многие автомобили для азиатских рынков. Однако здесь все обстоит не столь безоблачно. Естественно, с автомобилями для американского рынка проблем у нас не возникло — программа работала с любыми, даже выпусков 1994-95 годов (то есть везде, где удалось обнаружить разъем OBD-II сканер на базе Palm подключался и прекрасно работал). С европейцами все оказалось сложнее: новые машины сканер «брал», а старые (до 2000 года, даже с декларированным OBD-II и соответствующим разъемом) — отказывался. Что, впрочем, не является основанием для предъявления претензий, ведь окончательный переход европейцев на OBD-II декларирован только с 2000 года. С праворульными японскими машинами вообще проблема — разъем OBD-II там отсутствует. Однако все мои знакомые Subaru и для Европы, и для Америки с этим сканером прекрасно работали. На одной из них, оснащенной двумя катализаторами, мы убедились в хорошей работе обеих лямбда-зондов, но причин возникающей ошибки «плохой работы выпускной системы» так и не обнаружили (не хватило квалификации). В другой обнаружили плохую работу одной из свечей (после ее замены провалы и вибрация при работе двигателя пропали).

В принципе, такой индивидуальный сканер (работающий еще и как бортовой или маршрутный компьютер) очень полезен. Даже если не удается самому понять причину неисправности, то можно сохранить протокол работы автомобиля в формате Microsoft Excel (поток данных идет со скоростью примерно 500 Кбайт/ч) и приехать с этим файлом в сервис-центр к специалистам (к сожалению, причин, по которым могла возникнуть вышеназванная ошибка на автомобиле Subaru, не смогли понять даже в авторизованном сервисе).

Поэтому отдавать 50-100 долл. на так называемую компьютерную диагностику в сервисе или платить за измерение скорости разгона и/или мощности/оборотов больше не нужно — все это покажет ваш карманный помощник (см. врезку «Как работает Auterra OBD II Scan Tool»).

Такой сканер позволяет владельцу автомобиля самостоятельно и при минимуме обучения проверять эксплуатационные режимы своего транспортного средства, считывать коды неисправностей и определять состояние датчиков и исполнительных устройств.

А обойдется этот диагностический инструмент заведомо дешевле, чем ремонт и долгие мытарства в автосервисах. С его помощью можно экономить приличные деньги, подтверждая диагностическую информацию, полученную от технического персонала сервиса, или даже проверять и устранять мелкие неисправности самостоятельно. Автомобили 1996-2003 года выпуска — это уже не простенькие системы, ибо количество кодов диагностики для автомобилей с OBD-II стандартом составляет несколько тысяч!

Комментарии запрещены.