Шатуны

Шатунные болты. Они являются ответственными деталями компрессора, разрыв шатунных болтов часто приводит к тяжелым авариям. Разрушение болтов происходит вследствие усталости материала в местах, где имеет место высокая концентрация напряжений. С целью снижения переменных составляющих нагрузки выбирают диаметр болта равным 0,9-0,92 от внутреннего диаметра резьбы. Снижение концентрации напряжений достигается применением радиусов перехода от утоненной части к центрирующим пояскам и к резьбе не менее 0,5^, а к головке (0,15ч-0,20). Чистота поверхности стержня должна быть не ниже V 8. Предусматривают скругление впадин резьбы радиусом г — 0,144«, где я — шаг резьбы.

Более прогрессивным методом изготовления резьбы является накатка после предварительной термообработки. Обкатка роликом впадин у шлифованных резьб повышает усталостную прочность соединения. При переменных нагрузках более выгодными оказываются мелкие резьбы, прочность которых выше, чем у резьб с большим шагом.

Диаметр шатунного болта обычно равен (0,18-4-0,25) й, где й — диаметр шейки коленчатого вала. Предварительное определение площади сечения болта производят, рассчитывая его на действие статической силы Р, в качестве которой выбирается большая из двух сил: растягивающая при работе компрессора под номинальной нагрузкой или сила инерции во внешней мертвой точке В оппозитных компрессорах применяется закрытый тип крейцкопфа с внутренним расположением головки шатуна.

Крейцкопфы средних и крупных машин часто выполняют с отъемными башмаками, отлитыми из чугуна. Башмаки имеют цилиндрическую опорную поверхность. Материал корпуса — стальное литье или поковка. Преимуществом крейцкопфа с отъемными башмаками является возможность регулировки с помощью прокладок зазора между башмаками и параллелями рамы при сборке и в случае износа башмаков.

Быстроходность компрессоров на оппозитных базах требует максимального облегчения возвратно-поступательно движущихся деталей, в том числе и снижения массы крейцкопфа.

Комментарии запрещены.