Прочность баббитового слоя на усталость

Учитывая достигнутые в автотракторной промышленности положительные результаты при применении тонкостенных вкладышей с антифрикционным слоем из сплавов на основе алюминия, в последнее время аналогичные вкладыши внедряются для крупных двигателей внутреннего сгорания и оппозитных компрессоров. Сплав АСМ (3,5-4,5% сурьмы; 0,3-0,7% магния; остальное — алюминий) является хорошим заменителем свинцовистой бронзы в нагруженных подшипниках. Вкладыши из него делают двухслойными. Только в этом случае достигается их хорошая работоспособность.

Вкладыши штампуют из биметаллической ленты, полученной прокатом полос из сплава АСМ и стали. Стальная часть ленты — основа — заменяет корпус вкладыша. Она делается из малоуглеродистой стали.

Минимальная толщина основы в коренных подшипниках должна быть 5г 0,03d (в шатунных 3 0,02d). В Советском Союзе еще нет производства биметаллической ленты таких размеров, которые позволили бы изготавливать вкладыши подшипников для шеек с диаметром более 200 мм. Поэтому в дизельной промышленности изыскиваются способы для заливки алюминиевых сплавов на цилиндрические заготовки стальной основы вкладышей. Тонкостенные вкладыши оппозитной базы М10 намечается в дальнейшем изготавливать из биметаллической ленты состава — сплав АСМ — сталь 08КП по ГОСТу 1050-60. Оптимальный радиальный зазор для коренных подшипников с вкладышами из сплава АСМ А = (0,0012^-0,0015) d; для шатунных А = (0,001^-0,0012) d. Твердость поверхности шеек, работающих в паре со сплавом АСМ, должна быть не менее HRC 45, чистота поверхности шеек — V8.

Оставить комментарий