Повышение качества пластичных смазочных материалов

Повышение качества пластичных смазочных материаловРезультаты проведенных исследований дают основание полагать, что качество пластичных смазочных материалов можно повысить введением в их состав высокоэффективных противоизносных присадок, содержащих РЗЭ. В процессе создания качественных пластичных смазочных материалов и антифрикционных сплавов установлено, что РЗЭ в чистом виде или в виде окислов и других химических соединений в сплавах на основе железа и никеля, а также в пластичных смазочных материалах обладают высокой химической активностью. При этом отмеченная активность РЗЭ для исследованной автором гаммы РЗЭ повышается с увеличением атомного номера элемента, что связано с явлением лантаноидного сжатия.

Согласно данным проведенного исследования расчетное значение параметра шероховатости Ra = 1,685 … 0,202 мкм, что соответствует шероховатости поверхностей трения после их приработки. При этом выявлено минимальное изнашивание трущихся образцов.

Шероховатость поверхностей трения новых или отремонтированных деталей должна соответствовать Ra = 0,63 … 0,32 мкм. Обработка деталей до получения меньших значений Ra приводит к ненужному удорожанию деталей.

Это подтверждают результаты испытаний смазочных материалов в шарнирах рулевых тяг автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и КамАЗ; параметр шероховатости поверхностей трения после испытания Ra -0,63 … 0,32 мкм. Для шарниров рулевых тяг автомобилей МАЗ и КрАЗ параметр шероховатости поверхностей трения был значительно больше (от Rz = 80 до Ra = 2 мкм).

Изготовленный из антифрикционного сплава на основе железа с добавкой РЗЭ или их окислов вкладыш для шарнира рулевой тяги автомобиля ЗИЛ-130 при испытаниях показал весьма хорошие результаты. Как видно из результатов испытаний, износ сухаря шарнира, изготовленного из обычного сплава, в 1,37-1,5 раза больше износа сухаря из предложенного сплава. Для ступиц передних колес автомобилей ЗИЛ-130 преимуществ Литола-24 по сравнению с солидолом С не установлено.

В то же время выявлена надежная работа подшипников при большей периодичности смазывания.

Комментарии запрещены.