Исследования причин выхода из строя подшипникового узла трения водяного насоса
Для проверки результатов испытаний были проведены контрольные испытания машин по аналогичной методике. В результате установлено, что кривые износа шарниров рулевых тяг автомобилей ЗИЛ-130 и МАЗ идентичны кривым, полученным при испытаниях этих автомобилей в зонах с жарким, умеренным и холодным климатом, что свидетельствует о высокой организации проведенных исследований. Исследованы причины выхода из строя подшипникового узла трения водяного насоса автомобиля или трактора, тем более, что 4 этот узел моделирует особенности работы других узлов трения (например, подшипникового узла трения промежуточной опоры карданного вала, переднего подшипника первичного вала коробки передач автомобиля, подшипников ВОМ и УКМ тракторов и др.
). Минимальная рабочая температура и максимальная способность смазочной пленки выдерживать нагрузку на поверхностях контакта подшипников качения насоса достигаются при количестве смазочного материала в узле трения 10-23 % (от объема полости заправки), что подтверждает результаты лабораторно-стендовых исследований сопротивления смазочных материалов в узлах трения. При большем количестве смазочного материала в узле трения (например, при полной заправке) резко возрастает его сопротивление. При этом увеличиваются коэффициент трения.
и давление в полости заправки, что не только способствует увеличению износа пар трения, но и приводит к выводу из строя уплотнения узла трения. В связи с этим горячая вода из системы охлаждения двигателя может попадать в зону трения подшипни-.ков и вымывать смазочный материал.
Срок службы такого уплотнения по данным испытания на предприятиях Куйбышевской области составляет около 20-25 тыс. км пробега или 500-625 мото-ч работы трактора, строительной или сельскохозяйственной машины. Обследование открытых узлов трения (рессорных пальцев передних рессор автомобилей ЗИЛ-130), работавших на солидоле С и высоковязком смазочном масле при периодичности смазывания 6 тыс.
км, показало, что состояние поверхностей трения после работы на высоковязком смазочном масле лучше, а износ деталей трения в 1,29 раза меньше, чем для деталей, работавших на солидоле С.