Быстроходные турбокомпрессоры
Турбокомпрессор представляет собой машину, работающую по центробежному принципу. Он состоит из ряда последовательно расположенных на валу лопастных колес, вращающихся внутри цилиндрического кожуха.
Колеса создают требуемое давление воздуха, вращаясь с большой окружной скоростью. В последних моделях эта скорость доходит до 350 м/сек. Чем выше требуется давление, тем больше колес нужно поставить на вал турбокомпрессора и сообщить им повышенную окружную скорость.
Воздух засасывается через входной патрубок в кожух турбокомпрессора, последовательно проходит через группу колес разных диаметров и выходит из диффузора последнего колеса с заданным давлением.
Обычно для получения давления 8-9 атм. требуется 8-10 колес при числе оборотов от 4500 до 10 000 в минуту. Приводом турбокомпрессоров обычно служат быстроходные паровые турбины, соединенные непосредственно с валом турбокомпрессора, или синхронные электродвигатели с числом оборотов в минуту 1000 и 3000 и напряжением 6000-11000 «.
Пуск такого двигателя выполняется через автотрансформатор, понижающий напряжение, или реактор. Для увеличения числа оборотов ротора турбокомпрессора между ним и электродвигателем включается зубчатая передача (редуктор-мультипликатор).
Быстроходные турбокомпрессоры отличаются малыми габаритами, требуют легких фундаментов и создают равномерную подачу сжатого воздуха.
В рабочей полости турбокомпрессора нет трущихся поверхностей — это исключает необходимость в ее смазке, и воздух подается не загрязненный масляными нарами. Первоначальные затраты на устройство компрессорной станции с поршневыми компрессорами значительно выше, чем с турбомашинами.
Последние имеют также меньшие расходы на смазку, ремонт и обслуживание.